Обслуживание междугородних, пригородных и городских регулярных маршрутов
Мы в соцсетях
 
График работы
пн-пт: 6:00 — 01:00
без перерыва

Топ-5 фактов об автобуса: изменения автобусного движения в годы Великой Отечественной войны, воспоминания водителей-ветеранов и "Гигант"

  • Главная
  • Новости
  • Новости компании
  • Топ-5 фактов об автобуса: изменения автобусного движения в годы Великой Отечественной войны, воспоминания водителей-ветеранов и "Гигант"
Топ-5 фактов об автобуса: изменения автобусного движения в годы Великой Отечественной войны, воспоминания водителей-ветеранов и

Знаете ли вы, какие изменения претерпело автобусное движение вскоре после начала Великой Отечественной войны в столице нашей страны – Москве? 

Большинство водителей ушло на фронт, их заменили женщины. 800 автобусов были переданы рабоче-крестьянской Красной армии, а оставшиеся работали на нужды противовоздушной обороны и для перевозки раненых.

Это привело к закрытию большинства маршрутов. Автобусы, сменившие гражданскую службу на военную, поменяли раскраску на камуфляж. На базе Бахметьевского парка были созданы центральные авторемонтные мастерские, где ремонтировали ежедневно по 100-200 машин, прибывавших с фронта, производили спецтехнику и детали для знаменитых «Катюш».

«Одним из самых главных подвигов московских транспортников в годы войны можно считать работу на ладожской Дороге жизни в 1941-1942 годах. Колонну из 40 машин, загруженную продуктами для жителей блокадного Ленинграда, подготовили в автобусных парках в рекордные сроки — за одни сутки. Машины погрузили на железнодорожные платформы, и 20 января эшелон отправился под Ленинград. Водители совершали иногда по 3 и даже по 4 рейса в сутки, обессилевшие жители города часто не могли передвигаться без помощи шоферов. Дорогу бомбили, машины постоянно попадали под обстрел, но ремонт производили сразу, на 30-градусном морозе бригада ремонтников, а иногда и сам водитель, чинили машины, чтобы скорей отправиться в новый рейс», - пишет корпоративное издание ГУП «Мосгортранс» «За отличный Рейс».

После окончания Великой Отечественной войны московское автобусное движение пришлось создавать заново. Почти весь транспорт находился в полуразрушенном состоянии, однако только за первый год удалось восстановить более 400 машин и открыть 10 новых маршрутов!

Большой вклад в послевоенное восстановление автобусов внёс завод «Аремкуз». Предприятие занималось ремонтом автобусов ЗИС-8 и ЗИС-16, которые возвращались с фронта в нерабочем состоянии. Случалось, что из нескольких таких возвращенных машин удавалось собрать лишь один полноценный автобус.

 

***

Из воспоминаний ветерана 3-го автобусного парка П.М. Чилингирова:

«Война застала меня шофером в 3-м автобусном парке. Утром 22 июня 1941 года я, как обычно, в 5 часов утра вышел на работу и вот на конечной станции в Сокольниках услышал о войне. Я не стал ждать, когда мне пришлют смену и на своем автобусе сразу поехал в парк. Там было уже несколько таких, вернувшихся с линии, автобусов. Их шоферы, так же как и я, решили немедленно явиться на сборный пункт. Мы сразу получили расчет. Из парка я поехал на сборный пункт. Через три дня в составе отдельного автотранспортного батальона я выехал в Вязьму. Здесь нас ждали новые машины, и мы были направлены на Смоленское направление, туда, где шли тяжелые бои с гитлеровскими полчищами…».

Газета «За отличный рейс», 1967 г.

 

***

Из воспоминаний еще одного водителя автобуса, работавшего в годы Великой Отечественной Войны:

«…Работали круглосуточно, да так, что не приходилось даже глушить моторы. В первом же рейсе мы ознакомились с ледовой семидесятикилометровой трассой. Автобусы наши были загружены продуктами. Мой автобус ЗИС-8 был нагружен посылками для заводских рабочих. Когда автобусы двигались по Ладожскому озеру, то дверцы водительских кабин были приоткрыты. Это на всякий случай, если машины невзначай провалятся в полынью. Двигались с интервалом в сто метров. В первом же рейсе «дорогу жизни» проехали благополучно и доставили продукты в осажденный Ленинград. Работать было исключительно трудно, морозы доходили до 40 градусов. По приказу нашего командования сиденья из автобусов были выброшены и посередине поставлены печки-чугунки. Они и спасали от холода детей, женщин и стариков Ленинграда. Ледяную дорогу фашисты непрерывно обстреливали из пушек, бомбили с самолетов. Наша московская автоколонна №1517 приняла на себя обязательство делать вместо двух три рейса в сутки. А были у нас и такие машины, которые успевали делать даже по 4 рейса».

Газета «За отличный рейс», 1986 г.

 

***

«Старт» — советский микроавтобус, выпускавшийся с 1963 по 1970 год.

Именно этот автобус увозит главную героиню в финале знаменитой комедии «Кавказская пленница». «Старт» прожил звездную, но недолгую жизнь: за семь лет было построено лишь около 100-150 таких моделей.

Впервые автобус был создан Северодонецкой авторемонтной базой и Северодонецким производственным объединением «Стеклопластик» с применением компонентов ГАЗ-21 «Волга», однако кузов был оригинальным, стеклопластиковым. Позже автобусы производились на разных предприятиях Советского Союза и отличались качеством изготовления.

Сегодня один из микроавтобусов «Старт» находится в Музее автомобильной техники УГМК.

Как вам такой дизайн? Любите ретро или обтекаемые современные линии?

 

***

Знаете ли вы, что в 60-е годы в некоторых городах России работали передвижные автобусы-кинотеатры для детей? 

Так, например, в Минске был передвижной кинотеатр «Малютка» на базе автобуса ЗиС-155, который с конца пятидесятых выпускал минский завод «Кинодеталь». В пассажирской версии транспорта было 28 сидячих мест, но для просмотра кино их число увеличили до 50-ти.

Стекла автобуса были заставлены картинками с кадрами из мультфильмов, по бортам нарисованы дети, в дверных проемах для светоизоляции висела штора, проектор транслировал изображение на экран из белой ткани.

Также в помощь «Малютке» на минские улицы выходил еще один автобус-кинотеатр «Вясёлка». Транспорт побывал во многих дворах и детских садах. Билеты стоили от 5 до 20 копеек, в зависимости от того, что показывали – мультики или кино. Интересно, что позже на улицы Минска стали выходить даже кинотеатры-грузовики.

Подобные автобусы-кинотеатры работали в Уфе, Кургане, Рубцовске (Алтайский край) и других городах России под разными названиями: «Колобок», «Светлячок», «Сказка», «Малыш». Были среди них и передвижные кинотеатры для взрослых.

 

***

Знаете ли вы, что один из самых больших в мире автобусов начала 30-х годов был выпущен в СССР? 

26 сентября 1932 года на Ярославском автомобильном заводе были закончены испытания шасси для автобуса с колесной формулой 6х4. Рама транспорта сваривалась из 18 отдельных частей и весила 1200 кг! Новое шасси передали в Ленинград, там, на авторемонтном заводе АТУЛ, изготовили самый большой в СССР автобус марки ЯА-2, неофициально называвшийся «Гигант».

Салон автобуса был рассчитан на 50 посадочных мест и позволял перевозить до 80 человек, развивая скорость лишь до 47,5 км/ч. Он являлся рекордсменом по длине (11,5 м) и по радиусу поворота (14,5 м), что затрудняло его использование. На машине стоял 6-цилиндровый 7-литровый американский двигатель Hercules в 103 л.с. и четырехступенчатая коробка передач с понижающей передачей. Тормоза были механические, с вакуумным усилителем на колесах задней тележки.

В 1934 году ЯА-2 перевыпустили, установив более мощный двигатель Continental-22P, но огромная масса модели (более 9000 кг!) по-прежнему делала автобус неповоротливым. Новый транспорт был рассчитан на 100 человек, 54 из которых могли ехать сидя в креслах, обитых натуральной кожей. В салоне также имелись занавески, часы, радиоустановка с двумя динамиками, зеркала. Водителя и кондуктора связывало переговорное устройство.

В серийное производство ЯА-2 так и не был запущен.

+7 (863) 307-55-35
info@ipopatyug.ru
понедельник-пятница 6:00 — 01:00 ИПОПАТ-ЮГ
344002, г. Ростов-на-Дону, ул. 2-я Луговая, 14